Знакомая ситуация? Начать и бросить на пол пути. И вот про что это? Про лень? Отсутствие концентрации? Недостаточно компетенций или поддержки?


Ко мне на консультацию пришла женщина 40+. Работали методом эмоционально-образной терапии в рамках моего проекта «Прожектор»


«Прожектор» — авторский проект психолога Ольга Кочиной для популяризации метода эмоционально-образной терапии. Участники проекта дают свое согласие на публикацию материалов по итогам консультации в формате кейса в открытых источниках. Конфиденциальность сохраняется. В качестве благодарности за предоставленную возможность публиковать кейс каждому участнику дается скидка в размере 2000 р. на сессию.


Запрос: проработать синдром незавершенных дел. Клиентка не доводит дело до конца, начинает с азартом, а потом бросает на пол пути, как будто чего-то не хватает, чтобы довести дело до результата

Мы начали с диагностики с помощью упражнения «Процесс-Результат». Задача была – высадить на невидимые стулья образ Процесса и образ Результата, а далее посмотреть – как они взаимодействуют друг с другом, и понять, что они хотят рассказать о себе.

На месте Процесса клиентка представила резиновый прыгающий мячик. Ассоциации с этим образом у клиентки – игра, легкость, гибкость, интерес. Процессу она отвела в жизни 80%.

На месте Результата был свинцовый кирпич, очень тяжелый. Ему только 20% места в жизни клиентки. При взгляде на этот кирпич женщина хотела согнуться и спрятать голову. «Если я его возьму, он меня просто раздавит»

Между образом Мяча (процесс) и образом Кирпича (результат) связи не было.

Начали работать с образом кирпича. Оказалось, что он сам состоит из маленьких кирпичиков, каждый из которых не так тяжел. По отдельности брать маленькие кирпичики можно, целиком – слишком тяжело. И уже не кажется, что это какой-то сизифов труд.

После того, как клиентка идентифицировалась с образом кирпича:
— ноги стали тяжелые, невозможно идти. Клиентка сразу вспомнила повторяющийся сон: в нем у нее были прикованы ноги (будто приклеены к полу), она не могла двигаться.

доконца1

Событие, с которым могло быть связано данное ощущение, клиентка не вспомнила. Тогда я предложила ей погрузиться в сновидение.

Итак, сон:
Ноги налиты свинцом. Не дают сдвинуться с места. Спросили у свинца, для чего он женщине. «Чтобы напугать!» Для чего ее пугать – свинец не ответил.

Тогда я подумала: напугать = вызвать чувство страха. Раз есть страх, значит, он может включаться как защитная реакция, как внутренняя система безопасности. Но от чего защищать клиентку свинец тоже не сказал.

Тогда я спросила: «Что застыло в свинце?»

 — Боль, Неопределенность, Страх неизвестности.

Предложила клиентке выпустить эти чувства. Но свинец не захотел, потому что тогда он раствориться. А если это произойдет, то все разрушится.

 — «Что разрушится?», — спросила я.

 — Семья.

И тут клиентка вспомнила сцену из жизни. Ей 12 лет. Родители сильно поругались. Мама заперлась в ванной и кричала на весь дом, что перережет вены. Маленькая девочка хотела кинуться и спасти маму, но тогда она просто впала в ступор. Ей казалось, что она кричала. Но сейчас вспомнила, что даже крик будто застыл внутри нее.

Из взрослой позиции мы дали поддержку той 12-летней девочке. Но она продолжала стоять в оцепенении.

Тогда я спросила клиентку, чтобы ей хотелось сделать в отношении девочки. «Броситься к ней в ноги и обнять ее!»

Так и сделали. И тогда резко пошло тепло. Свинец начал плавиться. Девочка уже могла совершать движения. Ей захотелось выйти на улицу.

Я спросила, какое новое решение приняла девочка в тот момент. И клиентка ответила: «Можно идти вперед неидеально. Ведь даже у неидеальных людей рождаются хорошие дети, настоящие личности»

Попытались соматизировать (разместить в себе) девочку. Но она была слишком большая. И ей как будто было тесно в теле клиентки. Женщина это прокомментировала: «Девочка же думала, что она ничего не значит, что она маленькая, а оказалась большая!» Затем соматизация состоялась.

Как доводить все до конца?

Мы вернулись к образу кирпича. Он стал плавиться и растекаться по стулу. И это уже не вызывало страх. Но опасения все равно оставались. Ведь свинец горячий. Тогда я предложила подуть на кирпич. Свинец стал остывать и распадаться на маленькие шарики, напоминающие ртуть (но не токсичные). Это вызвало улыбку у клиентки. «С ними можно играть!»

У клиентки в этот момент случился инсайт: можно брать в руки по горошинке. В разрезе результата это про декомпозицию целей. То есть можно не сразу идти к глобальному результату. А дробить путь к нему на мелкие шаги, получать в каждом шаге результат и получать от этого удовольствие.

Далее перешли к работе с резиновым мячиком, символизирующим процесс. Внутри него была искра. Тот самый азарт, по словам клиентки, с которым она обычно бралась за каждое новое дело.

Выяснилось, что мячиком быть хорошо, но все время прыгать и играть надоедает. Хочется просто его покатать, что и сделала клиентка. Искра тогда исчезла и появилось чувство внутреннего спокойствия.

Сказали себе: «Можно браться за одно дело и доводить его до конца»

доконца2

От последних слов клиентку передернуло. Тогда я спросила, чего же все-таки боится мячик. И выяснилось, что процесс приносит удовольствие. А если процесс закончится, значит и удовольствия больше не будет.

И тогда мы из взрослой части сказали:
— Разрешаю себе получать удовольствие от процесса всегда – и большой мячик трансформировался в большое количество более мелких мячиков
— Разрешаю себе получать удовольствие от результата – клиентка почувствовала приятный запах древесины.

Для нее этот запах был про уверенность и самодостаточность.

Вдохнули этот воздух с мыслью о том, что можно приходить к результату и при этом все равно получать удовольствие.

У клиентки сразу появилась легкость в ногах. Она почувствовала, как будто из недр земли наполняется энергией. Появилось ощущение значимости. Сказали себе: «Можно иметь любой процесс, даже неидеальный»

В этот момент мячики из процесса и шарики из результата перемешались. Их стало поровну, 50/50.

Клиентка ушла с сессии с выводом, что процесс и результат одинаково важны. Раньше она начинала дело и как только видела первый неидеальный результат, сразу опускала руки. А сейчас она поняла, что можно делать что-либо совсем не идеально, как в свое время делали ее родители. Результат у них все равно был отличный. Этим результатом была она как сильная и успешная личность!